Сегодня Международный день солидарности журналистов. Он установлен в 1958 году по решению IV конгресса Международной организации журналистов. Дата выбрана неслучайно. Именно 8 сентября в 1943 году в Берлине фашисты казнили чехословацкого журналиста, литературного критика, публициста Юлиуса Фучика. Даже в нацистских застенках он не оставил профессию и успел написать книгу «Репортаж с петлей на шее», за которую в 1950 году посмертно удостоен международной премии Мира.
Традиционно в День солидарности журналистов вручается Пулитцеровская премия — одна из наиболее престижных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра.
Грани стираются
В Кыргызстане дата не отмечается. Да о ней, по правде говоря, знают только журналисты, да и то не все. Звучат разные мнения, что журналистский цех на «островке демократии» разрознен и далеко не солидарен. Директор медиаконсалтинговой компании State Marketing Азамат Тынаев считает, что на личном уровне журналистская солидарность есть, но абсолютной ее назвать трудно. Скорее, есть отдельные сплоченные группы, каждая из которых исходит из своих интересов. «Общего интереса у наших журналистов нет, к сожалению, а значит, корпоративной солидарности и быть не может. Но такая ситуация ненормальна. Конечно, всегда будут барьеры — конкурентные, идеологические, политические, личностные. Однако мы должны уметь защищать журналистику как профессию и как бизнес, уметь находить общий язык между собой и противостоять вызовам. Многие коллеги это понимают, но не все готовы к тому, чтобы действовать в нужном направлении», — сказал Азамат Тынаев.
Он отмечает, что журналисты в КР погрязли в противоречиях и внутренних конфликтах. При этом слишком высока зависимость сотрудников масс-медиа от их собственников. «Чересчур буквально, а иногда и просто искаженно понимается принцип независимости СМИ. Довлеет опыт предыдущих неудачных попыток организовать журналистские организации, профсоюзы. Причин провалов много — дефицит лидерства, отсутствие стратегий или формальный подход к реализации целей, холодное отношение части цеха, большое число подконтрольных государству журналистов», — считает Азамат Тынаев.
С ним отчасти солидарен и главный редактор аналитического ресурса «Регион.kg» Игорь Шестаков. Он полагает, что, несмотря на устойчивый имидж Кыргызстана как «островка демократии», вопрос журналистской солидарности регулярно поднимается последние 15 лет. Как правило, рассуждениями все и ограничивается. Чаще всего звучит общий ответ, что в республике журналистской солидарности нет, и вряд ли она появится. «Основные причины этого в следующем. Во-первых, СМИ стали бизнесом, и между учредителями масс-медиа идет конкуренция. Если у одного конкурента возникли серьезные проблемы, то другие могут расширить рынок сбыта своей продукции. Поэтому солидарность надо выстраивать прежде всего между владельцами СМИ, а не журналистами. Во-вторых, многие СМИ принадлежат партиям и стали идеологическим оружием борьбы за власть. В—третьих, в Кыргызстане только на бумаге существует Союз журналистов. Нет площадки, где могла бы выстраиваться эта солидарность. Но несмотря на проблемы, солидарность есть. Три года назад представители масс-медиа вышли к «Белому дому» и протестовали против решения ЖК лишить аккредитации несколько СМИ. Так что не все еще потеряно», — говорит Игорь Шестаков.
Параллельные миры
Ряд экспертов считают: журналистская солидарность как таковая отсутствует в Кыргызстане еще и потому, что сотрудники СМИ не реагируют адекватно на угрозы. А как в таком случае журналист может требовать защиты своих интересов, если не в состоянии отстоять ни себя, ни коллег, попади они в беду?
Гражданский активист Адиль Турдукулов напомнил: невзирая на громогласные заявления властей о поддержке СМИ, о том, что свобода слова была, есть и будет неотъемлемым атрибутом демократии, в судах идут процессы против журналистов. Дня не проходит, чтобы какой-нибудь депутат, министр или чиновник не выкатил многомиллионный иск.
«Из последних — в отношении Дайырбека Орунбекова и оппозиционера Урана Ботобекова. Решения судов показали, что они по-прежнему зависимы от «Белого дома». Рейдерский захват медиахолдинга «Вечерний Бишкек» прошел шумно, но все-таки достиг цели. «Вечерку» под прикрытием хозяйственного спора подмяли власть имущие. Могут опять возразить, что у нас лучше, чем у соседей, но это уже не аргумент: наша страна еще в начале 1990-х позиционировалась как островок демократии в регионе. Нельзя сказать, что нет попыток самоорганизоваться. Принят этический кодекс, есть комиссия по рассмотрению жалоб на СМИ, однако в их заседаниях участвуют от силы пять журналистов, которые реагируют по мере поступления жалоб. Другие организации по защите журналистов — вроде «Медиаполиси» — зависимы от доноров и не могут похвастать «работой от души», — считает Адиль Турдукулов.
Он напоминает, что в Кыргызстане два параллельных мира журналистики — кыргызскоязычный и русскоязычный. И журналисты, творящие в этих реальностях, находятся друг от друга на космическом расстоянии, и о том, что происходит у соседа, не имеют не малейшего понятия. Если бы история с Дайырбеком Орунбековым не была столь подробно освещена пользователями соцсетей, вряд ли о ней узнали бы в русскоязычных СМИ.
Один знакомый журналист из кыргызскоязычной газеты посетовал, что его коллеги не имели понятия о происходящем с той же «Вечеркой» — кто с кем судится, кто у кого хочет отобрать и почему. «Мне пришлось переводить все статьи из этого издания, подробно рассказывающие о сути вопроса, о судебных процессах, чтобы в кыргызскоязычной прессе тоже подняли шум. Хорошо, хоть «Жаны Агым» тогда хорошо освещал проблему», — говорит он.
Цензура vs цензура
Генеральный секретарь Европейской ассоциации журналистов Тибор Макак как-то отметил, что журналистская солидарность — вопрос, касающийся не только современной эпохи: он был, есть и будет очень важным в будущем. «Например, если новостные агентства или другие СМИ заинтересованы в солидарности только с журналистами своей страны, особенно в период насилия или ведения войны, и не заинтересованы в солидарности с журналистами других стран, их похищают или убивают в рамках того же конфликта. Я могу сказать, что такие СМИ пропагандируют действующую власть и представляют солидарность в извращенном виде», — заявил Макак.
Как подчеркнул глава ассоциации, журналисты должны быть свободными от влияния правительств или государственной власти и информировать общественность обо всех важных вопросах объективно и правдиво. Все это похоже на прописные истины. Другое дело, что в нашей стране СМИ всегда находились под пятой властей, а журналисты превращались в орудие пропаганды и агитации.